забыли пароль?
регистрация
войти через:
Патефон вместо ягод или «О’кей, гугл, как создать свой музей?»
01.05.2022 20:46:52
В последнее время часто доводится слышать, что в Хабаровске совсем некуда сходить, негде провести свободное время. На самом деле, наш город живет довольно бурной культурной жизнью – правда, лишь малая часть мероприятий анонсируется и освещается довольно широко. Например, что вы слышали о музее «Мир говорящих машин»?

Здесь часто проходили лекции для слушателей школы музыкальных критиков (их посещала и я). Побывав, к тому же, на экскурсии и на некоторых виниловых вечерах, которые несколько раз в неделю организовывает «Мир говорящих машин», возьму на себя миссию рассказать об этом уникальном в нашем городе музее так, чтобы вам непременно захотелось в нем побывать. Ну и кто может рассказать о своем детище лучше, чем его создатель? Поэтому рассказ о музее будет сопровождаться комментариями Евгении Веретенниковой, директора музея «Мир говорящих машин».

Музей родился из музыкальной коллекции семьи Веретенниковых. Будущие экспонаты кропотливо выискивались на аукционах, выкупались у коллекционеров с разных уголков планеты. Как супруги загорелись идеей такого хобби рассказала сама Евгения: «Мы стали коллекционировать граммофоны и пластинки в 2013 году. У нас есть замечательная история, как в семье появился первый патефон. Я отправила мужа на центральный рынок за ягодой, а он пришел с патефоном. С этого момента мы стали слушать музыку на пластинках. Это было нашим хобби, семейным увлечением – если мы отправлялись в путешествие, нам всегда хотелось привезти оттуда пластинку; я часто сидела на различных аукционах, искала там разные интересные штуки, связанные со звукозаписью. И так мы насобирали на музей».

Всего в музее три зала определенной тематики. В первом посетители узнают об истории создания и развития первых музыкальных и звукозаписывающих машин; увидят старинную шкатулку, мелодия из которой, может быть, когда-то давно развлекала скучающую на подоконнике фрейлину; поймут, как добывался шилак – материал, который в прошлом использовали для изготовления пластинок. Интересно, что 90% представленных экспонатов находятся в рабочем состоянии и те машины, за которыми регулярно ухаживают, включают для посетителей – ведь как же можно прожить без музыки на экскурсии в музыкальном музее?

Второй зал переносит во времена СССР. Чего здесь только не увидишь – и переносные военные патефоны, и телерадиоллу с встроенным внутрь корпуса проигрывателем, и даже целую кипу детских книжек и журналов с гибкими пластинками! А уж чего только не услышишь – и наставление Льва Толстого детям, и голоса советских политических деятелей, и…Музыку на костях! Да-да, вы верно прочитали – экскурсовод включает для гостей музея песню Петра Лещенко, записанную на…рентгеновский снимок! «Ты и эта гитара», конечно, не рок-н-ролл, и записана совсем не на снимок чужой диафрагмы, а на снимок чужого черепа, – но в остальном прямо как в песне Виктора Цоя «Когда-то ты был битником».

Третий зал – зал ретро. Один из удивительных экспонатов здесь – не то пластинка, не то компакт-диск (конечно, если 30-сантиметровый диаметр можно считать чем-то компактным). Кстати, эта удивительная штука называется LaserDisc. Впечатляет в этом зале и внушительная коллекция магнитофонов и кассет с песнями на любой вкус.

«Сначала мы проводили только экскурсии, но очень скоро приходившие люди стали спрашивать: «А что у вас еще есть? Мы хотим к вам вернуться». Понятно, что человек, уже побывавший на экскурсии, может сходить на нее еще два-три раза (есть такие люди). Но все-таки музею нужно было дальнейшее развитие, и мы решили организовывать виниловые вечера. Сначала это было очень странно – люди звонили нам и спрашивали: «А что вы на них делаете?» Я отвечала: «Мы сидим и слушаем музыку на пластинках». Многие этого не понимали: «Зачем? Ведь всё это есть в интернете, в MP3». Но мы ведь не просто слушаем музыку, мы ее ещё и обсуждаем. Через время стало понятно, что именно такого формата людям и не доставало. Сейчас процесс прослушивания музыки – интимная история: можно скачать себе любую музыку, составить самый нишевый плейлист с классными песнями. Но послушать ты их можешь только в одиночестве, а ведь музыка была, есть и остается способом идентификации себя в обществе. Людям мало ее просто слушать – им хочется делиться ей, обсуждать. Музыка – это еще и возможность найти новых друзей просто из-за того, что вам нравятся одни и те же песни или жанры. Вы можете быть разных возрастов, разных социальных категорий, разных политических взглядов и вероисповеданий – главное, что вас объединяет музыка. Наш музей – пример такого объединения», – рассказала Евгения о виниловых вечерах, которые проходят в музее и посвящены совершенно разным темам – от легенд мирового рока до песен из известных советских фильмов. Так что подобрать мероприятие себе по вкусу сможет практически каждый любитель музыки. 

«В первое время очень сложно было привлечь аудиторию. Представьте, что до этого момента в Хабаровске никогда не было ни одного частного музея. И когда мы собрались создать такой музей, это звучало как минимум дико. Строительство музея как проекта началось с того, что я зашла в интернет и спросила: «О’кей, гугл, как создать свой музей?». Понимаю, это звучит смешно, но на начальном этапе и это помогло – я нашла ссылки на интервью, где люди рассказывали о примерах своих частных музеев. И мы поняли, что хоть частное музейное дело не развито в Хабаровске, на западе страны таких музеев огромное количество», – поделилась Евгения своим опытом.

Музей довольно часто посещают известные личности. Например, недавно на экскурсию заглянул Петр Погодаев, якутский музыкант, голос Виктора Цоя в фильме Кирилла Серебренникова «Лето», приезжавший в Хабаровск на гастроли. Он, как и семья Веретенниковых, коллекционирует пластинки (у него есть свой проигрыватель), так что был очень рад саундтрекам из фильма «Асса» на виниле, подаренным от «Мира говорящих машин». В конце встречи Петр исполнил «Группу крови» на своей гитаре (действительно, голос очень похож на голос самого Цоя!). Зрители были в восторге – подпевали, аплодировали, и после импровизированного концерта сделали кучу фотографий с музыкантом.

«Для нашего небольшого города приезд знаменитости на гастроли – событие. Нужно подсуетиться – связаться, пригласить в музей. Стоит понимать, что гастрольная работа – изнурительный график для любого артиста, и конечно, многие музыканты не могут посетить музей из-за банального отсутствия времени или усталости. Мы бесконечно благодарны тем, у кого это все-таки получается. Мы часто получаем высокие отзывы от знаменитых людей, от людей насмотренных, тех, кто разбирается в музыке, инструментах, да и вообще в искусстве и культуре – нас это очень мотивирует работать дальше и дает понимание, что мы занимаемся тем делом и идём в правильном направлении. Например, в прошлом году нас посетил Дмитрий Крылов – это была теплая встреча. Мы послушали его любимую музыку, а потом он сделал великолепную передачу, где рассказал истории из жизни своей семьи, красиво переплетя их с историями нашего музея – это было очень трогательно. Мы гордимся, что у нас побывал Дмитрий Крылов – это большая честь. Потом у нас побывал Евгений Маргулис. Это та история, когда знаменитый человек может прийти просто так, как будто к тебе в гости. Мы пытались договориться о его к нам визите с организаторами концерта, но они, честно говоря, наверное, даже боялись спросить об этом Евгения – настолько у него плотный график. Тогда мой муж написал ему напрямую, найдя его в группе «Виниломания» – здесь сидят люди, объединенные прослушиванием музыки на виниле. И он ответил, и мы не могли поверить… Он сказал: «Давайте адрес, я приду». В назначенное время он стоял на пороге музея. Это было что-то удивительное! Мы провели для него экскурсию, и он рассказал нам много классных историй (в том числе и о его личном знакомстве с дальневосточным музыкантом Кола Бельды). Еще у нас побывал Евгений Гришковец – человек, построивший свое творчество на ностальгической памяти. Я во время экскурсии все время пыталась его удивить какой-нибудь удивительной историей из прошлого, на что он постоянно выдавал мне свои истории – это было очень здорово», – вспоминала Евгения.

Недавно в Хабаровске завершился просветительский курс лекций «Школа музыкальных критиков». Одним из организаторов проекта выступил «Мир говорящих машин», заметивший проблему освещения музыкальных мероприятий города в местных СМИ. Вот что Евгения думает о результатах школы: «Самое главное, что мы нашли сообщество – людей, которых объединили общей идеей. Мы поняли, что эти люди в Хабаровске есть, а значит, уже есть, с кем работать. Многие ребята уже заняты в сфере журналистики, кто-то ведет свои блоги, кто-то только планирует заниматься работой в СМИ. Конечно, весь этот курс пойдёт в общую копилку, и наши выпускники будут использовать приобретенные навыки в своей работе».

«Мир говорящих машин» – удивительный и самобытный музей, не похожий на другие музеи Хабаровска. Если вам хочется ощутить что-то новое и окунуться в музыку с головой – думаю, обязательно стоит здесь побывать. Надеюсь, что и у вас возникнет желание возвращаться сюда снова и снова!

Тамара Цхай.

Фото автора и Ольги Карпунькиной

 

комментарии (0): загрузка...