забыли пароль?
регистрация
войти через:
«Что там сейчас с математикой?»: в ТОГУ прошел фестиваль «царицы наук»
27.10.2021 21:45:21
В Тихоокеанском государственном университете прошел фестиваль математики. Организаторами стали преподаватели и студенты факультета компьютерных и фундаментальных наук. В фестивале приняли участие учителя математики, школьники, студенты и преподаватели математических дисциплин. Во второй день фестиваля доцент кафедры высшей математики МФТИ Назар Агаханов рассказал, почему не все любят «царицу наук», стоит ли каждого обучать этой дисциплине, а также что происходит со школьными олимпиадами.

Математическая дискуссия

В первый день фестиваля в ТОГУ кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Хабаровского отделения Института прикладной математики ДВО РАН Мария Монина и кандидат физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики МФТИ Назар Агаханов рассказали, как построить работу с одаренными детьми, как подготовить их к олимпиаде. После этого прошел круглый стол со спикерами, в котором также приняли участие доценты математических кафедр, преподаватели, популяризаторы науки.

Во второй день фестиваля Назар Агаханов провел лекцию «Преподавание математики на углубленном уровне». В ходе дискуссии присутствующие разобрали олимпиадные задачи разных уровней. Участники имели возможность предложить свою тему для обсуждения. Спикер ответил на все заданные вопросы. 

В дискуссиях также приняли участие другие эксперты. Среди них кандидат физико-математических наук, лауреат премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых Николай Андреев, преподаватель математического анализа в 179 школе в Москве Сергей Дориченко, кандидат физико-математических наук, директор педагогического института ТОГУ Виктор Мендель, а также доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Хабаровского отделения Института прикладной математики ДВО РАН Алексей Устинов. Экспертов в области математики на фестиваль пригласила руководитель регионального научно-образовательного математического центра Эллина Вихтенко. 

Простое – сложное

Назар Агаханов на фестивале показал решения множества задач. Заодно рассказал, что многие из них решаются всем известным методом: с помощью теоремы Виета. Спикер продемонстрировал, что задание из белорусской олимпиады регионального этапа тоже решается таким способом. «Пусть школьники видят, что теорема Виета берет и побеждает. Многие олимпиадные задачи решаются с помощью нее»,– с улыбкой отметил спикер.

Что не так с олимпиадами?

Оказывается, сейчас школьные этапы олимпиад проводятся не так, как это было задумано изначально. Вместо честного решения в классе, на время и под присмотром учителей, школьники могут в спокойной обстановке решить олимпиаду дома. Возможна и другая ситуация: никакого школьного этапа нет, учителя просто формируют список «победивших» и передают дальше, для включения их учеников в муниципальный этап. Назар Агаханов рассказал, что в решении этой насущной проблемы может помочь создание такой дистанционной формы олимпиады, где будет много заданий. И пусть школьники выполняют эти задачи дома, но они смогут углубиться в задачи, подумать над ними. «Безумно сложная работа – составить задания так, чтобы они не выходили за рамки школьной программы», – сказал спикер, когда делился опытом подготовки заданий для олимпиады образовательного центра «Сириус».

Математика – не для всех

Назар Агаханов объяснил, почему математике нельзя научить всех. Дело в том, что математические знания появились у людей относительно недавно, и пока еще эти способности не закрепились. По этой причине математические способности есть не у многих. Но те, кому подвластна эта наука, с легкостью добиваются успеха и в других сферах. Например, раньше в разных регионах страны проходили городские олимпиады по всем предметам сразу. Потом олимпиады стали проводить в разные дни. Победителями олимпиад по географии, биологии и другим наукам стали математики. Потому что математические способности помогают строить модели и исследовать их, а это очень ценный навык во всех направлениях.

Многие учителя поддержали мысль, что не стоит всех насильно учить математике вплоть до 11 класса: нужно учитывать, что эта дисциплина легко дается далеко не всем. 

Учителя говорят

На фестивале присутствовало много школьных учителей, которые заинтересованы в улучшении качества образования. Учительница математики Гимназии №3 Ирина Бондаренко объясняет низкое качество образования тем, что у учеников больше нет заинтересованности.

«Из обучения пропала наглядность. Вот у меня есть сын, он сейчас делает успехи в математике. А ведь в детстве мы часто с ним в кубики играли. Дедушка бросит кубики – и какие числа выпадут, с теми нужно было разные действия выполнять: складывать, вычитать, делить. Вот вам и наглядность в форме игры. Такое же дело и со счетами, и со счетными палочками. Во многих школах не разрешают ученикам даже приносить эти палочки на урок, не то, что пользоваться. А если ребенок с помощью них лучше понимаем математику? Вот нужны ему эти палочки, а ему нельзя, и все тут!» – высказала свое мнение Ирина Бондаренко.

На третий день фестиваля у школьников была возможность посетить математическую игротеку. Ее организовал популяризатор математики, создатель сайта «Математические этюды», Сергей Дориченко.

Уходя из аудитории, после закрытия математического фестиваля, участники делились впечатлениями. Многие из них отметили, что получили очень полезную информацию от спикеров и с удовольствием посетили бы снова такое мероприятие. 

Аделина Артюшкина.

Фото медиацентра TOGUlife

комментарии (0): загрузка...