забыли пароль?
регистрация
войти через:
Инженеры-строители ТОГУ: асфальт не кидают прямиком в снег!
31.03.2021 20:55:23
В интернете все чаще вирусятся видео и фото, на которых дорожные рабочие укладывают асфальтобетонную смесь прямо в снег или скидывают асфальт прямо в лужи. За ответом на вопрос, можно ли класть асфальтобетон в снег, мы обратились к доценту кафедры автомобильных дорог инженерно-строительного института Тихоокеанского государственного университета Алексею Парфенову.

Алексей Александрович, правильно ли, что асфальтобетон кладут прямо в снег?

Если дорожники прямо с кузова начинают бросать смесь прямо в лужу или снег, то это грубейшее нарушение. А вообще существует специальная технология, она называется холодный асфальтобетон и используется только для ямочного ремонта. В исключительных, повторяюсь, в очень редких случаях допускается «холодная» технология для укладки покрытия тонким слоем на большую площадь дорожного полотна.

То есть в принципе, да, существует технология укладки асфальта зимой, когда на улице снег. Но в сам сугроб асфальт класть, конечно, нельзя. Правильная технология предусматривает, что для ямочного ремонта дороги сначала нужно очистить яму от грязи. Затем подогреть горелками, чтобы весь снег растаял, просушить их. Затем выгрузить смесь в вырубку, равномерно уложить и уплотнить.

Есть и другие нюансы. Например, если в течение 10 дней после ремонта прошел дождь или снег, то нужно провести дополнительную подгрунтовку вяжущим веществом, чтобы смесь сцепилась с основанием и не было разрушения покрытия. Если идут осадки, то ремонт выполняют с применением тепляков, это защитные конструкции типа шатра.

— Так что же такое холодный асфальтобетон?

— Эта дорожная смесь, приготавливаемая с использованием специально модифицированного битума, чтобы укладывать асфальт при низких температурах — до минус 30 градусов. Асфальтобетон такого типа используется только для дорог III и IV категорий — если очень схематично объяснять, это дороги городского и регионального значения; при исключительных обстоятельствах холодный асфальт используют для II категории дорог — это дороги, на которых количество машин, проезжающих за единицу времени выше, чем на дорогах III и IV категорий.

Широко ли распространена технология холодного асфальтобетона в мире, на Дальнем Востоке?

В настоящее время разработка и применение «холодной» технологии находится на пике. Его используют по всему миру. Но, так как климат и разнообразие строительных материалов в разных странах различные, то везде используют разные технологии укладки и подбираются различные составы самой асфальтобетонной смеси. Например, на Западе в основном используют битумы из старой нефти, поэтому температура хрупкости у них ниже, то есть, если в России первая трещина появится при отметке в минус 17 градусов, то на Западе — уже при минус 12.

Конечно, можно привезти идею или технологию укладки холодного асфальтобетона с Запада, но тогда ее нужно адаптировать к нашим условиям. Для Дальнего Востока холодный асфальтобетон — настоящая находка, так как суровые климатические условия и отдаленность от заводов, на которых изготавливают смесь, — это основные причины проблем для использования горячего асфальтобетона.

А почему пик применения холодного асфальтобетона происходит сейчас?

Хоть и первый холодный асфальтобетон был придуман британскими химиками в 1920 году, в советское время эта технология не нашла применения на дорогах Советского союза. Ее стали «завозить» к нам только в начале 2000 годов, и примерно в этот же период отечественные ученые начали разрабатывать собственные технологии укладки холодного асфальтобетона. Причиной начала использования «холодной» технологии стало более активное освоение периферийных регионов, которое стимулирует нас осваивать и развивать осваивать новые технологии. Раньше не было перспектив, хватало горячего асфальтобетона. Сейчас сеть укладки асфальтобетона стала шире, дороги стали строить и в самых отдаленных районах России. Горячий асфальтобетон туда возить дорого и неэффективно, так как он остывает и теряет качественные показатели.

Когда появились разработки в области холодного асфальтобетона в Хабаровском крае?

Все началось в 2008 году, когда региональная власть обратилась к ученым Тихоокеанского государственного университета с просьбой разработать технологии укладки холодного асфальтобетона именно для муниципальных дорог Хабаровского края. По итогам проделанной работы в 2010 году был создан промежуточный отчет о разработках «холодных» технологий укладки асфальтобетона.

Затем в 2011 году сотрудники автомобильной кафедры ТОГУ провели детальные исследования состава холодной асфальтобетонной смеси и перспектив ее применения на региональных дорогах Хабаровского края. На основании полученных результатов был утвержден стандарт «Приготовление и применение холодных асфальтобетонных смесей на региональных или муниципальных автомобильных дорогах Хабаровского края».

А какие-нибудь исследования технологий холодного асфальтобетона проводятся сейчас?

В 2020 году я и мои коллеги — руководитель испытательного центра ТОГУ Надежда Ярмолинская и доцент кафедры автомобильных дорог, кандидат технических наук Татьяна Лазарева начали работу над монографией «Холодный асфальтобетон: применение для строительства и ремонта асфальтобетонных покрытий», где собраны результаты раннее проведенных исследований. Также были проделаны новые испытания строительных материалов, применяемых в составе холодной асфальтобетонной смеси, разработаны новые технологии укладки и состава холодной смеси.

В знак уважения и памяти в адрес нашей коллеги и руководителя Надежды Ивановны Ярмолинской, скончавшейся в период коронавирусной инфекции, мы с соавтором Татьяной Лазаревой посчитали нашим долгом завершить начатый проект и опубликовать эту монографию, сейчас она готовится к выходу в свет.


  Какие преимущества у холодной смеси перед горячей?

Холодный асфальтобетон обладает высокой трещиностойкостью. Такую смесь можно производить круглогодично, она может храниться пакетировано на складе без потери качества в течение одного года. Ремонт дорог с применением холодного асфальтобетона можно производить при любых погодных условиях. Также обеспечивается более высокая оперативность и мобильность ремонтных работ.

— Почему дороги в России долго не служат?

На дорогу не всегда могут зайти высококвалифицированные специалисты, так как платить им нужно больше; не всегда удается применить необходимый парк техники, так как эксплуатация машин требует больших затрат; на местах не хватает средств на выполнение основных работ, тогда ищут дешевый и менее качественный материал. Из-за этого не кладется необходимый слой покрытия, чтобы перекрыть трещины или дефекты. Капитальный ремонт дороги проводится редко, а ямочный бесконечно делать нельзя, так как может все покрытие выйти из строя.

Ярослава Рудакова.

Фото автора и из сети интернет

комментарии (0): загрузка...