забыли пароль?
регистрация
войти через:
Поколение Science: юрист, инженер, муж со стажем и преподаватель ТОГУ Вадим Стельмаков
21.11.2018 19:56:37
На этой неделе гостем нашей рубрики стал старший преподаватель кафедры «Технологическая информатика и информационные системы» Вадим Стельмаков. Он рассказал, как проходила его студенческая жизнь, где он встретил свою настоящую любовь и какого принципа придерживаются студенты в учебе.

— Расскажите, как проходила ваша студенческая жизнь.

— Поступил я в 2009 году на специальность «Технология машиностроения» нашей кафедры. Оригиналы всех документов подал только в ТОГУ, но попутно подавал документы как минимум в четыре вуза. Например, в Хабаровскую академию экономики и права, сейчас это университет, я мог поступить на технолога общественного питания. Когда я поступал, я прекрасно понимал, куда иду. Понять мне это помог тот факт, что у меня и дед, и отец, в свое время, закончили специальность «Технология машиностроения». В ТОГУ я учился еще на специалитете. Лично мне было не сложно, а интересно. Придя в университет я сразу определил для себя, что буду учиться. Конечно, иногда было тяжело. Вообще, по принципам старой школы, на которую я еще попал, автоматов у нас не было вообще. Это по нашему, инженерному направлению. Из-за этого было тяжеловато. В самый большой семестр у нас было пять экзаменов, это я прямо помню. А зачетов было всегда по шесть или семь штук. Но в итоге у меня красный диплом и средний балл 5,0. 

— Почему вы решили продолжить свою научную деятельность в университете?

— Передо мной встал нелегкий выбор, и я решил продолжить обучение в аспирантуре и получить степень. Вообще, в тот момент было много жизненных факторов, благодаря которым я остался учиться на аспирантуре. Первый фактор это то, что меня не взяли в армию. Однако самым главным было то, что на следующий месяц после защиты ВКР у меня была свадьба. Жена, правда, еще училась тогда.

— Как вы познакомились со своей женой?

— Мы женаты уже практически пять лет. Познакомились в конце моего четвертого курса. Я тогда жил в пятом общежитии и однажды чай заваривал в комнате. Заходит ко мне в комнату девушка и говорит: «Я есть хочу». Я ее накормил, так и познакомились. История забавная, но так оно и было. Мы до этого уже были немного знакомы. Временами пересекались возле общежития. Но уже настоящее знакомство прошло тогда, когда она пришла поесть. Получилось так, что, так как в комнатах общежития живет по несколько человек, от этого становилось жарко и приходилось держать дверь открытой. И вот она шла мимо, увидела меня через открытую дверь и решила зайти. Я предложил чаю, она сказала: «Буду». Спросил: «Есть хочешь?», она ответила: «Хочу». Вот так и закрутилось. В общем, я ее кормил где-то с месяц, тогда не было денег просто.

— Принимали участие в студенческой жизни?

— В отличие от своей жены, я не принимал активное участие в студенческой жизни. У меня первоначально при поступлении был выбор, либо мне идти в спорт, либо идти учиться. Очевидно, я выбрал учебу. В школьные годы у меня был разряд по баскетболу и волейболу, сейчас точно не скажу, какой именно, не помню. Но корочки у меня дома лежат. Когда я учился в школе, выступал от своего города (Прим. ред. — Николаевск-на-Амуре) на краевых соревнованиях.

— Почему вы решили получить еще один диплом и выбрали именно юриспруденцию?

— Когда я решил пойти на параллельное обучение, спектр специальностей был небольшой. Были экономические, юридические и другие специальности. Почему я выбрал именно юридическое образование? Потому что оно, хотя бы минимальное, но должно быть. Я тогда был такого мнения и сейчас его придерживаюсь. На юрфаке есть три специализации: уголовно-правовая, административно-правовая и гражданско-правовая. Я выбрал гражданско-правовую специализацию, потому что элементарные правовые отношения, договора купли, продажи, предоставления услуг и многое другое, это то, с чем непосредственно сталкивается каждый человек в обычной жизни. Именно поэтому нужно читать, понимать и осознавать сферу своей ответственности. 

— Чем вы увлекаетесь в свободное от работы время?

— Увлечений у меня очень много. Например, я играю на гитаре. Это одно из увлечений. Кроме того, я же инженер, поэтому постоянно что-то придумываю, собираю, делаю у себя в машине, дома, и даже в кабинете. Правда, чаще всего, меня завлекает сфера саморазвития, а конкретно, компьютерные технологии. Для студентов иногда пишу программы. Хотя я и не учился на это и уровень у меня не самый высокий, но программирование мне очень нравится. Создание элементарных программ мне под силу. Также в предпринимательской сфере у меня есть интерес. Получилось так, потому что сфера преподаваемых мною дисциплин связана, можно сказать, с некоторой предпринимательской деятельностью. У нас на кафедре есть направление инноватика, управление инновациями. Оно как раз связано с инвестициями, инновационными проектами, с тем как вести эти проекты, а также сферой урегулирования. К тому же, на этих занятиях мы со студентами четвертого курса можем как раз заняться их дипломными работами.

— А как проходит эта работа?

— По темам своих проектов ребята составляют сметы, просчитывают риски, продумывают внедрение. В итоге к концу семестра, благодаря этому предмету, у них есть уже около 50% готового диплома. Но это в идеале. Бывает такое, что студенты не замотивированы делать все вовремя, поэтому срабатывает «Принцип студента». Он заключается в том, что студенту дают срок в один год, и он понимает, что защита диплома будет только в июне и поэтому первую часть времени, первую декаду, он работает еле-еле. Потом приближается сессия, студент ускоряется, создает что-то более или менее форменное, приносит, показывает, переделывает, сдает зачет или экзамен и затем снова наступает время, когда можно расслабиться. Активная работа студента вновь начинается только во время преддипломной практики, когда остается все меньше и меньше времени. Они сами готовы несколько ночей не спать, затянуть пояса, но к сроку у них получается готовый результат. Так происходит, когда студенты не приступают к работе своевременно, но если вовремя сесть делать, то никаких проблем не возникает. Если есть интерес к чему-то, к предмету, к выбранной профессии, если ты понимаешь, что выбрал то, что хотел и не разочаровался в этом, тогда тебя ничего не останавливает делать свою работу. Со стороны преподавателей всегда будет поддержка. Я не думаю, что если студент чего-то очень сильно хочет и придет к преподавателю за помощью, тот ему ответит: «Потерпи».

— Как складываются ваши отношения со студентами?

— По-моему, у меня нормально складываются отношения со студентами. Не знаю, как с их стороны, надо будет у них узнать. Когда начинается семестр, спектр работы, которую нам нужно выполнить, я озвучиваю сразу. Весь дальнейший процесс построен так, что студент выполняет какую-то работу, у него возникают вопросы, мы их разбираем, учимся и получаем то, что изначально было запланировано. Такого контроля как в школе, это лично я так соотношу, у меня нет. Если я вижу, что студент учится, что-то приносит, показывает, то я с ним активно работаю до самого конца. Есть студенты, которые очень долго ничего не приносят, им, как правило, приходится выставлять какую-то контрольную точку. Он приходит ко мне на пару, и я у него спрашиваю: «Что у тебя уже есть?». Он отвечает, что есть то и то, но у него проблемы по одному и другому пункту. Мы начинаем разбирать эти вопросы, и обучение получается уже немного индивидуальным. Все студенты разные, кто-то сразу берет и что-то делает, а кому-то нужно немного времени. Обычно картина всегда разная. Одни постоянно приходят с вопросами, другие сначала сидят и слушают, им этого достаточно и я сразу их не трогаю. В любом случае критерии оценки студентов должны быть одни для всех. Я всегда ставлю себя на место человека, который делал все и человека, который не сделал ничего. Первому будет обидно, мне кажется, если он все сделал и получил зачет/оценку, и тут же ни с чем пришел второй, который как-то договорился, урегулировал вопрос, и ему поставили. Это же неправильно. Получается, что один человек приложил больше усилий, а другой меньше, но в итоге они получили одно и то же. Это еще зависит от ценностей и цели, ради которой приходят учиться. Но стоит помнить о том, что после получения диплома тот студент, который постоянно договаривался, он же пойдет работать куда-то. Человек будет принимать какие-то решения, а так как он за большую часть своей жизни получил такую школу, что он везде, всегда и все может как-то обойти, то вся дальнейшая жизнь у него будет строиться по такому принципу.

— Чему больше всего вы хотели бы научить своих студентов?

— Понятно, что обучение в университете нацелено на приобретение каких-то профессиональных компетенций. Студент на то и пришел в вуз, чтобы получить знания по своей будущей профессии. Вообще, процесс обучения очень многогранен и разнообразен и у каждого студента есть свой подход к нему. Что самое важное в процессе обучения и, в принципе, в дальнейшей жизни — это подходы к работе и получению результата, так как одно вытекает из другого. Если ты во время учебы досконально пытался разобраться в вопросе, то так и будет до конца. Если искал пути обхода или вообще делал что-то, не осознавая, какие будут последствия, то так и будет всегда. Именно поэтому хотелось бы, чтобы приступая к учебе, студенты осознавали все и всегда оставались людьми. Помнили о взаимопонимании и уважении к своим коллегам по учебе и их труду. Цель не должна оправдывать какие-то нехорошие средства ее реализации. Любое действие будет носить отпечаток не только на тебе, но и на окружающих.

 

Беседовала Татьяна Цвенгер.

Фото Николая Соболева,

 из личного архива Вадима Стельмакова

комментарии (0): загрузка...