Сотрудникам и студентам ТОГУ была предоставлена возможность увидеть спектакль «Физики» дважды, сначала 1 декабря он был показан в стенах педагогического института ТОГУ, а затем на площадке главного корпуса университета по ул. Тихоокеанской.
Постановка пьесы Дюрренматта в исполнении незрячих актеров нередко отходит от классического сюжета. Например, в спектакле добавлено еще одно действующее лицо — девушка-призрак. Она не только добавляет свой колорит в атмосферу психбольницы, где происходит действие, но и помогает незрячим коллегам ориентироваться и передвигаться по сцене. Также очень своеобразно выглядит появление современных предметов в пьесе 60-х годов прошлого века, например, один из героев, Энштейн, впервые появляется на сцене в шортах и красной футболке с изображением Владимира Путина на принте. Такие детали придают действию комичность и адаптируют сюжет к современности. Кроме того, режиссеры достаточно вольно обошлись с сюжетом, изменив в застольном меню персонажей европейскую кухню на традиционную русскую — с борщами и запеченными поросятами.
Тем не менее, основной сюжет пьесы в постановке сохранен: знакомство с героями происходит на месте преступления в пансионате для душевнобольных. Преступник известен, это один из трех пациентов-физиков, он зачем-то задушил влюбленную в него девушку-сиделку. И это уже второй такой случай именно в этом пансионате.
Детективная основа сюжета еще не означает, что перед нами классический детектив. Сам Дюрренматт определял жанр этой пьесы как пародию на трагедию, а современные драматургу критики писали, что «Физики» — «одна из самых мрачных его комедий».
В пьесе поднимаются вопросы научного познания, ответственности ученого за свои открытия и влияние их на судьбу человечества, раскрывается суть гениальности отдельно взятой личности и ее нравственного выбора.
Финал спектактя нельзя назвать ни традиционным, ни ожидаемым: в конце «Физиков» побеждает зло, но и даже это не вносит окончательной ясности в поставленные автором философские вопросы. Во всяком случае, позиция самого драматурга четко не прослеживается. Оставляя финал пьесы открытым, Дюрренматт предлагает зрителям самим подумать и решить это только для себя.
Глядя на сцену, понимаешь, что актеры и режиссерская группа вложили огромный труд в эту постановку. Само по себе появление театра незрячего актера доказывает, что рамки и ограничения существуют только у нас в голове.
Николай Соболев.
Фото Татьяны Стариковой
комментарии (0): загрузка...