Героями нового выпуска проекта «Истории ТОГУ» стали первые студенты и преподаватели Хабаровского автодорожного института, которые крепко связали с вузом свою профессиональную, творческую, личную жизнь. Их стаж работы - более 45 лет!
Геннадий Бенцианович Горелик, Игорь Леонидович Скидан, Анатолий Николаевич Степаненко и Владимир Игнатьевич Судаков рассказали о своей студенческой молодости. О том, как строили здания университета, что они могли себе позволить на стипендии и какой вклад в развитие Дальнего Востока России внесли их научные открытия и практические проекты.
Степаненко Анатолий Николаевич
Я сам из Облучья. В 1958 году в газете увидел, что открывается Хабаровский автодорожный институт. Решил поступать. Хотел правда на автомобильный, но меня комиссия не пустила, а на строительный пустила. Набрали из 50 человек 10 школьников, остальные были либо армейцы, либо те, кто отработал 2 года, то есть производственники. Перед окончанием института сам ректор (нас было мало выпускников) и декан разговаривали с нами и уговорили остаться работать преподавателями. Я остался. Кафедры тогда не было, была одна общая – и английский язык, и полиэкономия, и сопромат. Была предметная комиссия по строительным конструкциям, которая нас и оставила. Через год предметные комиссии стали кафедрами, когда и преподавателей больше стало, и студентов. Я работаю с 1958 года. Непрерывно работаю уже 53 года и 7 месяцев.
Практики было много.
Первую практику проходили в институте, когда клали фундамент для библиотеки и спортзала. Вторая практика была выездной. Проводили изыскания автомобильной дороги – теперешней федеральной трассы «Амур» от поселка Бира до поселка Кирга. 2 месяца. Третью практику проходили уже на Сахалине. А вот последняя была самая интересная, производственная, по специальности. Проходили ее по всему Союзу. Кто-то был в Киеве, кто-то в Ленинграде, кто-то в Краснодаре. Я проходил под Свердловском. Видели, как строят жилые дома. Посещали заводы, изучали технологии. Как раз в момент окончания практики разрешили летать самолетами. К нам прилетел наш руководитель, студенческие привезли, раздали. Не помню, как купили билет на самолет, туда-то мы поездом ехали, а вот обратно уже летели самолетом. Тогда был первый мой полет.
Имена вошли в историю.
Когда я был заведующим кафедрой, ректор Михаил Даниловский, он кстати тогда на нашей кафедре работал, поручил нам задание сделать памятник к 35-летию победы в Великой отечественной войне. Зима была, холодно, а нам 9 мая работу сдавать. Так он так сильно переживал, не верил, что мы успеем. А мы успели. Работали с цементом, нужно было его прогревать и днем, и ночью. Так мы будочку построили, дежурили по ночам. Студентам выдали военную теплую форму. 9 мая сняли парашюты. Всё было готово. Много людей было из города. Ветераны, семьи. Монумент до сих стоит и хранит наши фамилии. Как выходишь с остановки, слева стоит памятник - три головы и звезда наверху. Там как раз наши имена.
Откуда мы брали деньги?
Стипендия была 27 рублей, хлеб почти всегда бесплатный, стакан чая копейка. Родители иногда десятку присылали. А девчонки умудрялись мало есть и капронки покупать. Тогда такое появилось. Они бедненькие купят, наденут и порвут. Так и жили. На 4 курсе стипендия уже рублей 35 была. Нормальная стипендия. Получали, по-моему, почти все. На 70 копеек можно было поесть. С пятеркой в ресторан сходить (смеется). В первый год ходили в столовую к строителям. Потом, когда первое общежитие сдали, столовая появилась в подвале в цоколе (с одной стороны кочегарка была, с другой стороны столовая). И котлеты были, и мясо было, и печенка была. Гарнир – картошка, гречка, перловка. Кофе было, чай, молоко, кисель, компот. Соков, по-моему не было. На 70 копеек можно было отлично поесть.
Трамваев тогда не было.
Столовая для строителей, в которой мы первый год обедали, не работала по выходным. Так мы на 38 школу ездили, на автобусе. А где сейчас суд располагается, стояла автомобильная дивизия, они возили грунт на стадион Ленина и мы к ним на хвост падали. Поднимешь руку, они и останавливаются, довозят.
Как мы развлекались? В сентябре – колхоз.
Отдыхали всего один месяц. Один месяц каникул. На стройке работали. Первое общежитие строили, перегородки. Внизу аудитории были, на третьем жили, четвертый и пятый строили. А потом и второе общежитие автомобилистов. Кирпичи таскали. Здание университета возводили. Сначала левое крыло центр, потом правое сдали. Задумка была три вуза построить: автомобильный, строительный и кажется технический. Чтобы был один ректор и три разных бухгалтерии. Но когда делали, решили сделать один. Институт стал автодорожным.
До обеда учились, после – работали.
На танцы ходили, в матросский клуб например. Я-то не ходил, другие ребята да. Девчонки не знаю куда ходили...но куда-то ходили, раз капрон надевали (смеется). Ходили драться за девчонок. Даже было такое, что ночью вся дивизия к нам пришла, окружила нас. Солдат со студентом девчонку не поделили.
Трудом добился всего. Все делал, все делал.
Раньше были другие люди. Раньше учились, почти все учились. Редко когда кто не хотел учиться. А сейчас по-другому. Как замотивировать? Не знаю. Сейчас у него и машина есть, телефон такой здоровый, компьютер. Всё у всех есть. Я все время говорю студентам, вам все время придется учиться, всю жизнь. Учеба – это главное. Если хочешь расти, развиваться, то нужно учиться.
Судаков Владимир Игнатьевич
Доцент с учёной степенью кандидат наук, кафедра автомобильных дорог. В ТОГУ 48 лет и 7 месяцев.
Я поступил в автодорожный институт в 1963 году. Но была предыстория:
Я в Москве мог учиться. В то время сестра жила, училась в Москве и очень звала меня к себе. Институт даже присмотрела широко известный. Но спорт меня привел в автодорожный институт. Тогда он только открылся и все мои друзья говорили – только туда, только политен!
К тому же в год, когда я поступал, заканчивал первый выпуск. Было много товарищей, которые нас пригласили в этот институт, как значительных спортсменов юношеского возраста из Амурской области. Сразу влились в сборную команду «Буревесника» и нашего института по лыжам. Так я закрепился по нескольких направлениям. Два года очень активно участвовали во всех соревнованиях, адаптировались. Кафедра физкультуры стала родным домом. На следующий год, на третий, кафедра геологии под руководством Бойко Владислава Николаевича пригласил меня собирать лабораторию. Таким образом у меня из института обратной дороги не было.
«Пойдем, Володя, в лабораторию»
Я собрал своими руками лабораторию спектрального анализа, рентгеноструктурного анализа и масс-спектрометрии, поскольку много аппаратуры поступало в институт. Когда после тренировки я приходил без сил, ко мне подходил Владислав Николаевич и говорил: «Пойдем, Володя, в лабораторию». И мы до утра практически собирали оборудование. Не было особой квалификации, не было и специалистов, но мы запустили все лабораторное оборудование и я его диссертацию делал своими руками – анализы глин и прочее. А потом пришли на смену мосты. Нас стали вовлекать в испытание мостов: много проектировали, рассчитывали. В своей дипломной работе я изучал мост через реку Уркан на Зейской ГЭС. Нужно было провести трансформатор в 100 тонн и как раз дирекция не могла определиться: то ли везти его мимо моста, то ли по мосту. А мост строился специально под этот трансформатор, но специалистов было мало и у него были значительные сомнения, что можно этим было воспользоваться. Но когда я выполнил все испытания, в составе большого коллектива, конечно. Поэма даже написана про это. Мой диплом оказался у руководителя, который сказал – продолжай работать и дальше на мостах и взял меня в аспирантуру. Это был проректор по научной работе Константин Александрович Дороган, который сам был великим спортсменом. Играл в сборной Харькова волейболу. Вот так, одной рукой держась за спорт, а другой рукой – за науку, получилось, что я прикипел к институту.
Жизнь – это система.
В промежутках я тренировался в спортивном клубе «Армия».Занимал призовые места в городе, в институте. Решающим фактором, который является секретом, является то, что я познакомился с девушкой на 4 курсе, которая потенциально могла стать моей женой. Так в общем-то и вышло. Она тогда училась только на 3 курсе и я вынужден был распределиться. Все сложилось. Жизнь – это система. Система состоит не из одного фактора, а из нескольких, которые вписываются в одно русло. Нужно только грамотно ее выстроить. Вот такая была моя философская позиция.
Лаборатории оставили свой след в истории института.
На их базе был создан лабораторный корпус. Что я сам сделал? В течение 16 лет заведовал кафедрой строительных материалов. Все оборудование благодаря своей физической подготовке устанавливал сам, передвигал, ведь коллектив-то был женским. 16 лет я был профессором. 12 лет возглавлял хабаровский центр академии наук по рекомендации Администрации края и Российской академии архитектуры и строительных наук. До сих пор являются советником этой академии, уже 15 лет. Открыл первое так называемое внедренческое предприятие, когда решили, что рынок должен оказывать влияние на подготовку инженеров. Строил цеха на заводах.
«Сейчас куда не поеду, куда не пойду, везде захожу под мост и смотрю на свои балки как на своих детей»
Но основная моя работа, которую я параллельно вел, как и каждому преподавателю положено – занимался реальной наукой, реальным производством и в течение 48 лет являлся научным руководителем Хабаровского опытно-экспериментального завода мостовых конструкций и все мои разработки внедрены на мостах Дальнего Востока. Огромный потенциал. В стране было всего два опытных завода в нашей отрасли: один под Москвой, который занимался механизацией мостовых работ. Второй, который занимался новыми мостами, – был в Хабаровске. Он стал с нашей подачей опытно-экспериментальным. 50 тысяч кубометров опытных конструкций мы выпускали каждый год. В течение такого времени представляете сколько мы сделали. Сейчас куда не поеду, куда не пойду, везде захожу под мост и смотрю на свои балки как на своих детей. Это продукция моя реальная. Реконструировал площадь Ленина. Кстати, коллектив, который я возглавлял стал лауреатом государственной премии. Институт наш единственный в стране выдвинул на соискание премии творческую работу. Выдвигает Атомпроекты, крупные институты, академии наук, а тут учебный вуз. Но успешно. Что касается проектирования, зданий и сооружений, то обследовали около 200 памятников истории и культуры. 12 лет выпускал журнал «Архитектура и строительство Дальнего Востока». В институте было сделано не мало. Куда не обрати свой взор везде можно увидеть последствия наших трудов.
Было бы время, можно сделать отдельную передачу про наши практики.
У меня есть четыре поэмы по четырем практикам. Стихотворные.Тогда же были большие практики. После первого курса я был в изыскательской партии на Камчатке. Изыскивали дорогу, которая уже десятки лет эксплуатируется. Я был как в группе бурения, геологической. 100 кг на себе груза носил: образцы, трубы. Со мной был еще один дедушка. Бурили дороги. Вторая практика после третьего курса мы строили дорогу Петропавловск – Мильково. 300 километров. Это отдельная поэма. Третья дорога, когда я работал уже мастером, строили дорогу Москва – Горький, подход к городу Дзержинску. Работал и на катке, на поливомоечной машине. Везде жилье предоставляли, условия были интересные. Четвертая практика была связана с моей дипломной работой – испытывали мост на Зейской ГЭС. Было отличное отношение к практикантам. Нам давали места, должности, технику. И мы сами от геодезии до укатки дороги делали сами. Практика была правильная.
Но на самом деле была стипендия правильная. Получали 35 рублей и 2,5 высчитывали за общежитие. Жить можно было. Но поскольку я тренировался в клубе «Армия» 6 раз в неделю, это была школа высшего спортивного мастерства, приходилось много есть. Денег этих хватало только-только. Ходил на физкультуру еще. Был старостой. А как же – если я не пойду, вся группа убежит. Приходилось и спортом заниматься, и приходилось много средств тратить на восстановление. Заработок дополнительный был. Мы работали грузчиками. С удовольствием трудились на мясокомбинате. Вы же знаете, чем хороша работа на комбинате? (смеется). И 10 рублей заработаешь, и наешься. Родители помогали по мере возможностей. Если лишали стипендии и общежития, это было равносильно расстрелу. Потому что средства на существование исчезали. Мы не снимали, как сейчас, квартиры.
При этом мы не тратились на побочные гаджеты. Ни на что не тратились. Конечно, когда я познакомился с женой будущей, то мы много гуляли, ходили в кино, в театры. Но мой руководитель говорил: «Пока не заработаешь на штаны, не женись!».
Я люблю рисовать. Много рисовал, на любой практике. Ходил на пленер. Все посещал художественные галереи. Сейчас тоже люблю рисовать, только редко.
Давалось ли что-то с трудом? Отвечу так: нас набирали 150 человек, а выпустили 60 вместе с заочниками. Вот такой был отсев. Но поскольку я спортом занимался активно занимался, мне нельзя было не успешно учиться. Если бы с учебой была напряженка, то это было бы гибельно. Старался учиться легко. Сейчас тяжело учиться: контрольные точки, рейтинги. Я посещал все лекции, а после перед сессией шел в читальный зал, обкладывался книгами, изучал все вопросы и приходил получал свою пятерку. Лекции своего руководителя я писал на английском языке, чтобы закрепить язык.
Раньше мы ничего не боялись. И сейчас ребятам важно верить в себя. Паниковать и опускать руки нужно только тогда, когда тебе откажут в 50-ти организациях. Я много брал студентов на свои предприятия. Подготавливал их к профессиональной жизни. Но сегодня поколение изумительное! Смелые, красивые!
Скидан Игорь Леонидович
Доцент с учёной степенью кандидат наук кафедры экономики и управления в строительстве Факультета экономики и управления, стаж в ТОГУ 46 лет.
О студенческой жизни в первые годы обучения.
Я поступил на строительный факультет Хабаровского автомобильно-дорожного института в 1958г. В первый год обучения занятия у нас долго не начинались, так как здание университета (тогда института) еще не было достроено – не было крыши. Пока мы были в колхозе, крышу достроили, и мы – студенты – начали первый учебный семестр в Автомобильно-дорожном институте.
Пока строились корпуса института, жили и учились мы в общежитии №1. На двух первых этажах располагалась администрация, на втором и третьем – студенты. 70 процентов поступивших пришли учиться после службы в армии и с производства. Интересно, что ректор, пройдя военную школу, продолжал закалять своих бойцов-работников. Приезжал каждое утро в половину седьмого. Нас всех поднимал, выстраивал и заставлял делать зарядку. Продолжались зарядки с ректором примерно полтора года. Затем он эту работу поручил своим помощникам.
Так и проходила наша студенческая жизнь в первые годы.
О практике
Период моего обучения совпал со строительством института. Первоосновой нашего вуза было общежитие №1. Как я уже сказал, сначала Автодорожный институт располагался там. Первым было построено крыло, в котором теперь находится ректорат, затем центральное, левое и правое крыло.
Ко всем строительным работам привлекали нас – строительный факультет. Мы укладывали фундаменты; вместе с двумя курсами, которые учились позже, помогали укладывать основание под полы, выполняли другие строительные работы.
Преддипломную практику я проходил на УЗТМ – Уральском заводе тяжелого машиностроения. Завод строился большими комплексами в виде блоков цехов сварных металлоконструкций. Для меня это было отличной практикой, знания и навыки, полученные тогда, очень помогли в дальнейшем.
Об отдыхе в студенческие годы.
В студенчестве после занятий мы отдыхали, занимаясь спортом. Я занимался волейболом, входил в состав сборной университета. Культурный досуг заключался в том, что в аудитории 401ц устраивали танцы. Там я познакомился со своей будущей супругой. Она училась на том же факультете, что и я, но двумя курсами младше. Сейчас у нас прекрасная семья.
О карьере.
После окончания Политехнического института (поступив в Автодорожный, мы окончили Политехнический институт) я должен был по распределению уехать в Амурскую область. но к тому времени был женат, поэтому мне разрешили остаться и работать в Хабаровске.
Два года проработал на производстве. Это были 70-е годы, когда в стране большое внимание уделялось экономике. При нашем вузе создавалась Лаборатория экономического анализа в строительной отрасли, куда меня и пригласили. Проработав в Лаборатории пять лет, я поступил в аспирантуру Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева (МИСИ), успешно защитил кандидатскую диссертацию и вернулся в родной институт на педагогическую стезю.
Из Лаборатории перешел на кафедру «Экономика и управление в строительстве», где и работаю по сей день. Вот уже 45 лет я в вузе, работаю на родной кафедре и веду активную преподавательскую деятельность.
Был тренером команды вуза по теннису, наша команда занимала первые места в соревнованиях. По сей день провожу новогодние турниры для сотрудников и преподавателей ТОГУ. В этих турнирах участвуют более 60 команд.
Пожелания нынешним студентам.
Основа нашей успешной жизни и деятельности – глубокие знания, полученные благодаря добросовестному изучению дисциплин. В противном случае люди, устраиваясь на работу, оказываются совершенно незнакомыми с той отраслью, куда они пришли, и где они пытаются найти себя. Смотреть на это очень печально. Поэтому добросовестно осваивайте учебную программу, и тогда успех в жизни будет вам обеспечен.
Горелик Геннадий Бенцианович
Профессор с учёной степенью доктор наук и учёным званием профессор кафедры двигателей внутреннего сгорания Транспортно-энергетического факультета. Стаж в ТОГУ 48 лет и 8 месяцев.
Про первую сессию
Так как наш институт ещё отстраивался, часть семестра мы учились в железнодорожном институте – слушали там лекции работали в лабораториях. Тогда первые три этажа общежития №1 готовили под учебный процесс – убирали перегородки в комнатах, чтобы сделать аудитории, в которых бы поместилось хотя бы две-три группы.
Я очень хорошо помню сдачу экзамена по физике. Эти занятия у нас вёл прекрасный педагог Константин Борисович Курильщиков. Тогда первые два вопроса мне попались относительно простые, а вот в третьем оказалось уравнение Шредингера из ядерной физики. Сразу оговорюсь, я шпаргалками никогда не пользовался. Ни разу. Поэтому я самостоятельно начал решать, дошёл до определенного момента, чувствую, что, что-то не так, что-то не то получается, в итоге всё же пришёл к конечному решению. А пока я писал преподаватель несколько раз подходил заглядывал, как продвигается решение. Когда я сел отвечать он говорил, что у меня вроде всё хорошо, но что-то в конце пошло не так. Судя по всему, он не смогу найти, за что поставить оценку ниже, и сказал, что в целом всё неплохо и поставил «отлично».
Про подготовку к экзаменам
К экзаменам я обычно успевал готовиться днём, сидеть и учить ночами практически не приходилось. У меня была мощная школьная подготовка, учителя высокой категории – часть из них даже ушла работать преподавателями в педагогический и медицинский институты. Я предпочитал просыпаться рано утром, часов в 6, и просматривать конспекты лекций, заглядывать в какие-то вопросы, а затем шёл на экзамен.
Про предметы и преподавателей
Не могу сказать, что с какими-то дисциплинами были проблемы. Честно говоря, мне все предметы нравились. Благодаря Михаилу Павловичу Даниловскому в институте был подобран мощный преподавательский состав – пусть учёные степени тогда имели не все, у нас практически не было докторов наук, а многие из педагогов были молодыми, но очень не смотря на это, они старались и давали предмет с душой.
Я до сих пор помню лекции Николая Прохоровича Парфёнова – он был заведующим кафедрой теоретической механики и одновременно проректором по учебной работе. Исключительной силы преподаватель – его занятия проходили на одном дыхании. Николай Прохорович меня привлекал в качестве реперной точки, а именно он мог во время чтения лекции задать какой-нибудь вопрос. Например, «Товарищи, вот как вы считаете, если кошку скинуть со второго этажа, почему она приземлится на четыре лапы?» и я давал ответ чисто интуитивно. Он очень часто прибегал к такому приёму. Это было очень полезно, потому что студенты, слушая этот диалог, понимали, что не всё так сложно, как кажется и многое понимается на бытовом уровне. Он давала свой предмет так, что я до сих пор прекрасно представляю многие положения теоретической механики. Одно время я даже работал на этой кафедре, как почасовик.
Прошли многие годы и сегодня университет располагает прекрасными кадрами.
Про достройку 1 общежития
Около трёх лет, начиная с нашего поступления, учебный процесс у нас проходил в здании первого общежития. Там были небольшие аудитории, которые оснащались по мере возможностей необходимой техникой, лабораторные занятие мы проводили не оборудовании, полученном от железнодорожного института. Оставшиеся 4 и 5 этажи мы достраивали своими руками. Как только мы сдали экзамены, первое куда нас забросили –помогать достраивать здание. Ну как достраивать, там был строительный мусор, поэтому нам нужно было убирать от него этажи. Ещё одним видом работ было циклевание (шлифовка) паркетного пола – каждый находил на улице кусочки битого стекла или специально его разбивал и шли ровнять поверхность полов. Помимо этого, мы помогали проводить телефонную линию – нужно было прокопать глубокую траншею от общежития до поворота на спиртовый завод.
Часто было так, что нас заранее предупреждали принести рабочую одежду, и после того, как нам провели 2-3 пары, мы быстренько переодевались и бежали в левое крыло (оно только-только вылезало из земли – фундаментные работы заканчивались, достраивался первый этаж). Бывало и такое, когда срочно нужно было подготовить арматуру для проведения бетонных работ. Это было где-то в октябре, холодно, ветер, идёт дождь, а мы ночью при свете фонарей режем арматуру сварочным аппаратом. Причём по технике безопасности это было явно нарушение, потому что мы явно ощущали, как под нами пробегает электрический ток. Слава богу, что там было хорошее заземление и всё обошлось. Помимо этого, мы работали в котельной. Там, где сегодня университетский гараж, за ним дальше стояла котельная – огромная труба, качественно сделанная. Почему качественная? Потому что потом её очень долго и сложно приходилось разбирать. Так вот на первые несколько лет отопление шло от этой котельной. Она была не достроена – не до конца был доделан участок тонкого помола угля, не работал транспортер для подачи угля к котлам. Поэтому нам ночью приходилось там дежурить. У каждого была тачка или лопата, и мы по деревянным настилам напрямую носили уголь к печам. Там же помогали кочегарам забрасывать уголь.
Про студенческие годы
В первые годы обучения весь эпицентр развлечений сводился к нашему 1 общежитию – в холле проводились танцы, там же был небольшой буфет. Места было не много конечно. Новый год также проводился в общежитиях, выделяли аудиторию, ставили ёлку, были танцы. Насколько я помню у нас даже были пригласительные билеты.
И драки, конечно тоже были. Помню, однажды осенью, уже поздно вечером, к нам пешком (так как автобусы уже не ходили) от базы КААФ с «языком на плече», все мокрые, наши ребята прибежали за помощью – была драка. Представьте себе, все с 4 и 5 этажей тут же повскакивали, натянули на себя всё, что успели и, что есть сил, побежали туда спасать наших студентов. Правда уже на полпути мы встретили наших ребят, которые опоённые победой возвращались домой в общежитие.
Про студенческие традиции
У нас в группе из 25 студентов, было пятеро тех, кто поступил сразу после школы, а у остальных был большой временной разрыв в обучении, так как многие служили в армии. Им было трудно первые 3 года, когда шли теоретические дисциплины, так как они растеряли теоретические азы за это время, поэтому нам приходилось им помогать. Но зато на 4 и 5 курсе, уже нам пришлось их догонять.
Посвящение в студенты было очень простым – через труд. В первый год, примерно 28 августа сказали, что мы все едем на колхоз, оставили только тех ребят, у кого были слесарные и токарные навыки, кто мог строить – они и продолжали строительство института дальше. А все остальные уехали где-то на полтора месяца в наш первый колхоз в деревню Виноградовку. Мы работали там «до белых мух» – собирали картошку, которую было очень трудно найти в траве. После этого мы традиционно каждый год в конце августа грузились на машины и уезжали в колхозы и совхозы в районе Бикина.
Про путь в вузе
Когда я поступал у меня было огромное желание стать главным конструктором, и оно сохранялось на протяжении обучения. Но где-то на 3 курсе заведующий кафедры двигателей внутреннего сгорания пригласил меня у них работать. Кафедра тогда только организовывалась, и поэтому требовались преподаватели. На 4 курсе меня пригласили на кафедру теоретической механики, и тогда появилась дилемма, куда пойти работать. В итоге я выбрал кафедру двигателей.
Про нынешнее поколение студентов
Знаете, нынешнее поколение студентов очень неровное. Вот, ещё скажем, года 2-3 назад, я постоянно сетовал на то, какие плохие у нас ребята. А вот если говорить о студентах, которые у нас учатся в этом году, то ситуация как-то стала меняться. Дай Бог, может у нас наборы такие прошли. Ребята хорошие и, может быть, даже начинает возрождаться прошлое время, хоть уровень школьной подготовки у них не высокий, у них появилась ответственность. Они на занятиях сидят пишут, задают вопросы, участвую в образовательном процессе.
Про ТОГУ сегодня
На мой взгляд, ТОГУ сегодня является одним из крупнейших и современных вузов страны, где уровень профессионализма преподавателей чрезвычайно высокий. Мы не отстаем от политехнических вузов Центральной России. У нас более 50 различных кафедр, а такой библиотеки как у нас, наверное, нет ни у кого. Ведь если театр начинается с вешалки, то вуз начинается с библиотеки.
комментарии (0): загрузка...